@ARTICLE{26543118_152236630_2015, author = {Э. Д. Днепров}, keywords = {, история образования, Российская империя, законодательные акты, законодательная инициатива, Государственный совет, Комитет министров, Совет министров, всеобщее начальное обучениеуставы университетов}, title = {Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России 

(Вступительное слово Р.Ф. Усачёвой)

}, journal = {Вопросы образования}, year = {2015}, number = {2}, pages = {241-278}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2015--2/152236630.html}, publisher = {}, abstract = {Днепров Эдуард Дмитриевич (1936-2015) — академик Российской академии образования, ординарный профессор НИУ ВШЭ. В 1990-1992 гг.— первый и единственный избранный министр образования России, идеолог и организатор образовательной реформы 1992 г., автор принятого в том же году Закона РФ «Об образовании».Понятие закона имело различные трактовки в дореволюционной теории государства и права. Единственным объединяющим принципом был факт санкционирования той или иной правовой нормы монархом, так называемого высочайшего утверждения, в письменной или устной форме. То есть не право определяло закон, а политическая воля, которая формировала и само право, исходя из политической и социальноэкономической конъюнктуры. В законодательных актах воплощалась образовательная политика на разных этапах истории страны, в законотворчество были вовлечены высшие государственные учреждения. Сложившиеся в начале XIX в. главные формы государственного законодательства Российской империи, в том числе и в области образования,— манифест, указ, повеление, мнение Государственного совета, положение Комитета министров, «всеподданнейший доклад» министра, рескрипт, закон — просуществовали без существенных изменений до 1917 г. Подробно анализируется деятельность высших государственных учреждений (Государственный совет, Комитет министров, Совет министров, Государственная дума), в материалах которых содержатся данные как о собственно законодательстве, так и о многочисленных административных распоряжениях в области образования, которые отражают замысел, цели, идеологию, средства осуществления преобразований, предлагаемых теми или иными законодательными актами. Представлены динамика рассмотрения вопросов образования в высших органах власти, порядок опубликования и кодификации законодательных актов.}, annote = {Днепров Эдуард Дмитриевич (1936-2015) — академик Российской академии образования, ординарный профессор НИУ ВШЭ. В 1990-1992 гг.— первый и единственный избранный министр образования России, идеолог и организатор образовательной реформы 1992 г., автор принятого в том же году Закона РФ «Об образовании».Понятие закона имело различные трактовки в дореволюционной теории государства и права. Единственным объединяющим принципом был факт санкционирования той или иной правовой нормы монархом, так называемого высочайшего утверждения, в письменной или устной форме. То есть не право определяло закон, а политическая воля, которая формировала и само право, исходя из политической и социальноэкономической конъюнктуры. В законодательных актах воплощалась образовательная политика на разных этапах истории страны, в законотворчество были вовлечены высшие государственные учреждения. Сложившиеся в начале XIX в. главные формы государственного законодательства Российской империи, в том числе и в области образования,— манифест, указ, повеление, мнение Государственного совета, положение Комитета министров, «всеподданнейший доклад» министра, рескрипт, закон — просуществовали без существенных изменений до 1917 г. Подробно анализируется деятельность высших государственных учреждений (Государственный совет, Комитет министров, Совет министров, Государственная дума), в материалах которых содержатся данные как о собственно законодательстве, так и о многочисленных административных распоряжениях в области образования, которые отражают замысел, цели, идеологию, средства осуществления преобразований, предлагаемых теми или иными законодательными актами. Представлены динамика рассмотрения вопросов образования в высших органах власти, порядок опубликования и кодификации законодательных актов.} }